Ольга Морозова

телевизионный режиссёр,
лауреат всероссийских конкурсов,
Новосибирск

 
  От фильма о балете ждёшь красоты, изящества, прозрачной ясности – полёта! Полёта мысли и чувства, чем притягивает и само высокое искусство. Документальный фильм Ильи Михайлова-Соболевского «Наследие - шаг в будущее» прибавляет к сбывшимся ожиданиям ещё одно, ценное – внятность режиссерского высказывания. Один из героев картины произносит афоризм: «Балет - это каторга в цветах», и да, фильм – и об этом тоже. О том, что балет рифмуется с болью, потом и трудом, о том, что в профессии можно быть «чёрным лебедем», но очень сложно – белой вороной. Изнанка балета, прошитая суровой ниткой испытаний - тема драматическая, но не новая, и не она, по большей части, занимает режиссера.

  О чем же всерьёз задумывается автор фильма, о чем с волнением и страстью размышляют его герои – от ректора Академии русского балета имени А.Я.Вагановой, прославленного танцовщика Николая Цискаридзе до исключительно одаренного маленького мальчика Стефана Отто, делающего первые шаги на балетной сцене? О важных вещах – превосходстве образа и души над самой отточенной техникой. О том, как сохранить русский балет в его высоком значении, сберечь в его целостности и величии. Не законсервировать, как прекрасную, хрупкую и архаичную игрушку, с которой опасаются даже пыль сдувать, а потому со временем забывают на дальней полке. А сберегать живым и свежим, сильным и наполненным. «Как английский газон», - в шутку приводит пример другой герой фильма Илья Кузнецов, мастер сцены, который после окончания карьеры солиста открыл балетную школу для детей, - «ведь что нужно, чтобы сделать английский газон великолепным? Всего лишь стричь его каждый день - триста лет подряд». Они, те, кто в кадре, не боятся, они умеют, они хотят выращивать и взращивать, пестовать и лелеять, быть жёсткими и мудрыми - да и нет другого пути, чтобы самому стать профессионалом и потом воспитать страсть к профессии в другом, начинающем, восторженном, талантливом. Они не ищут, кто виноват, они знают – что делать. Работать. В балетном классе. На репетиции. На сцене.

  Страсть и труд – слова сейчас немодные, застенчивые. Так не принято – относиться к призванию со всей страстью, со всем пылом и жаром души – когда верх берут пробивные «оперативно», «коммерчески успешно», «актуально». Когда можно скользить по поверхности, а не добираться до самой сути, скрытой, таинственной. Балет – он как раз о сути. О душе. О традициях. О том, что требует честности, труда, красоты и того самого полёта. Авторы фильма говорят с нами озабоченно и всерьёз - о великолепных руинах, в которые может превратиться великий русский балет, если его, как драгоценное наследство, не спасать от расхищения и мотовства, которые зачастую прячутся под масками «новых прочтений», «модификаций» и «оптимизаций».

  Новосибирск – город театральный, город балетный. Здесь - Театр Оперы и Балета, который открылся для публики в победные дни 1945 года. Здесь - Новосибирское хореографическое училище, которому в этом году исполнилось 60 лет. На показе фильма в кинотеатре «Победа» в зале было много учеников сибирской балетной школы – аккуратных, тоненьких, с гладкими прическами. В финале фильма они благодарили звучными аплодисментами. Но кино – прежде всего, язык образов. Картинка. Кадры, которые пленяют твой взгляд и не отпускают или буднично пробегают вереницей. Снежное дыхание зимнего Петербурга, стеклянные окна-иллюминаторы балетного класса, контуры невесомых девушек в голубом – как у Дега. Я их запомню. Потому что фильм «Наследие - шаг в будущее» сделан о любви. И с любовью. 

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ © 2014 - 2017
"MSDM production"
info@msdmtv.ru